понедельник, 13 марта 2017 г.

Cергей Танеев





Убеждѐнный последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерство тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно- философской проблематике. Возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв. жанр — хоры a capella (автор более 40 хоров). Создал уникальный труд — «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889—1906) и его продолжение — «Учение о каноне» (конец 1890-х гг.—1915).
Появление хоров a-capella условно можно разделить на два периода. Первый охватывает время приблизительно с конца 1870х до начала 1890х годов. Второй начинается с 1891г и до конца творческой жизни.
Хоры первого периода, по содержанию и по форме написания близки хорам миниатюрам Шуберта, Шумана, Мендельсона, Кюи, Чайковского и др. Хоры этого периода еще не ставят сложных задач перед исполнителем, но уже можно заметить ряд черт свойственных хорам a capella второго периода: выразительный мелодизм («Серенада»), чередование аккордовой фактуры и элементов полифонии(«Венеция ночью»), прием окончание произведения в одноименном мажоре(«Сосна»). Стоит отметить то, что хоры первого периода охватывают широкий диапазон жизненных тем. Однако большинство хоров связанно с образами природы, которую Танеев очень любил. Удивительно как многогранно и многоплавно использованы эти образы в его сочинениях. Для таких хоров часто характерны иносказательность, многообразные смысловые акценты текста, во всех случаях – углубление его.
К началу второго периода, Танеев уже зрелый мастер. Написана кантата «Иоанн Дамаскин». Накоплен уже значительный опыт создания больших хоровых полотен с оркестром. Пришла, очевидно, пора и в жанре a capella переломить многие из черт симфонизма. Наиболее яркими хоры этого периода делает образная яркость. Мелодике хоров присущи национальная определенность, певучесть, широта дыхания и «общительность», идущие от русской протяжной песни. Танеев хорошо понимал выразительные возможности полифонии особенно звучащие в живых человеческих голосах. Полифония в разных её формах у Танеева также звучит по-русски. В 1909г. Танеевым создан большой цикл из 12 хоров a-capella на слова Я. Полонского. Этот сборник стал вершиной не только хорового творчества  a-capella Танеева, но и всей русской хоровой музыки в этом жанре на рубеже  века. Хоры написаны для различных смешанных составов. В этих произведениях наиболее полно проявились характерные черты творчества Танеева. Сборник отличает широкий охват тем, глубина и яркость раскрытия образов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.