понедельник, 7 октября 2013 г.

Вокальное творчество Эдварда Грига



    Григ - первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы. Содержание творчества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки.

Творчество Грига обширно и многогранно. В той же мере, как фортепианная, композитора постоянно привлекала и камерная вокальная миниатюра-- романс, песня. Разнообразное по жанрам, творчество Грига разнообразно и по тематике. Картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, человек со всей полнотой его жизнеощущения - таков мир музыки Грига. Произведения Грига, о чем бы он ни писал, овеяны лиризмом, живым и любовным отношением композитора к темам своего творчества. Григ тяготеет к конкретности музыкальных образов.
     Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий.
     Песня и романс наряду с фортепианной музыкой становятся основными жанрами его творчества.
Григ любил поэзию, понимал природу стиха, обладал способностью глубоко проникать в мысль поэта. И почти всегда его вокальные сочинения окрашены лирическим настроением.
Григ создавал романсы и песни на протяжении всей творческой жизни. Всего у него 150 песен и романсов, в том числе несколько вокальных циклов (в частности, «По скалам и фьордам», «Норвегия» на слова Паульсена, «Девушка с гор» на слова Гарборга). Остальные романсы также нередко выходили отдельными тетрадями, посвященными творчеству какого-то одного поэта – Андерсену, Бьёрнсону, Ибсену, Паульсену, Винье.

В песенном творчестве Грига представлены разные традиции камерно-вокального жанра. С одной стороны, у него много песен, основанных на широкой мелодии, обобщенно передающей главное настроение поэтического текста (без детализации отдельных нюансов) – традиция, идущая от Шуберта и Брамса. С другой стороны, немало у Грига и романсов, развивающих шумановскую традицию передачи богатых психологических оттенков текста через выразительную музыкальную декламацию («Лебедь»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.