Литературная основа оперы «Майская ночь» Николая
Римского-Корсакова
— одноимённая повесть Н. В. Гоголя «Майская ночь, или
утопленница» из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Идея повести Николая
Гоголя «Майская ночь, или
Утопленница» пришла на основе впечатлений от жизни на
Украине. Также автор использовал
малороссийские предания, песни и мифологические народные представления,
которые в
изобилии бытовали на его малой родине. Также в основу сюжета
легли рассказы матери и других
родственников, которые писали Гоголю письма и с присущим им
народным языком
рассказывали о тех событиях, что у них произошли. Все эти
истории и некоторые слова автор
переписывал себе, чтобы потом использовать для создания
своих рассказов.
«Колядка дивчат» является частью оперы «Майская ночь». Она
звучит в конце первого акта,
развивая интонации зовов-заклинаний, возникающих в инструментальных
рефренах первой
обрядовой сцены — хороводной игры «Просо». Значение
колядки в том, что она подготавливает
наиболее важные, «узловые» моменты сюжета. В тексте колядки
намечаются смысловые
параллели между образами Оксаны и Царицы, что предваряет
сцену обещания царских
черевичек, обозначающую завязку путешествия Вакулы.
Оксана замечает на одной из девушек новые черевички
(сапожки). Она жалуется, что никто не
сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы
достать любые черевички, Оксана,
издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки
обступают Вакулу и смеются над ним.
Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а
нет — пусть уходит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.